Выдающиеся отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре, как средстве обучения и воспитания. Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Ведь речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.
Использование пословиц и поговорок на уроках и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре.
Сегодня в 1,3 классах (классный руководитель Канцелярова А.И.) с детьми проводилось интересное внеклассное занятие под названием «Путешествие в страну Пословиц», где дети узнали многие русские пословицы и их смысл. С детьми была проведена беседа о том, как появились пословицы, и что их придумал народ. Дети узнали, как жил русский народ в стародревние времена, чем занимался, об утвари в деревенских домах, о труде. Потом вместе с детьми обыгрывали различные ситуации, где можно применять разные пословицы. Так же детям было предложено придумать пословицу самим. Очень детям понравились игры в «Ручеек» и «Гори-гори ясно». В конце занятия детям было предложено нарисовать пословицу, с чем они успешно справились. Из рисунков сделали выставку. Всем было очень интересно.